Каких праздников только не бывает

/ Просмотров: 41242

Чем же отличается Тора от Талмуда? Это первый из вопросов. заданных на недавно открытой  страничке "Вопросы и ответы…" Краткий ответ, выставленный там же, (см. здесь ) не шибко информативен.  Потому развернем его здесь.
В самом деле, полезно начать с этого вопроса, действительно не очень-то понятного для нерелигиозных евреев, но являющегося одним из основных в иудаизме, просто лежащим в его основе.

Священное Писание для евреев не просто объект поклонения. Нет, это прямое руководство к действию. Отличие иудаизма от других, даже монотеистических религий, именно в том, что здесь во главу угла ставится не простое поклонение, не безоглядная вера, не словеса почитания. Хотя все это и в иудаизме имеет место, но оценивается человек все-же не по истовости молитв, не по высоким словам, а по делам – насколько его дела, его поступки соответствуют высшим установкам.Эти установки прописаны в Торе, но Тора сама по себе – очень сжатый конспект, до предела сжатый. Как в таком случае она может стать руководством к действию?
Например, в Торе сказано: «Соблюдайте субботу». Установка – однозначная, но тянет за собой кучу неясностей: что такое – «соблюдать»? Как практически это осуществлять? Когда начинается суббота и когда она кончается? Что нужно делать в субботу, что можно делать, а чего нельзя? И т.д., и т.п. – миллион вопросов. И если – предположим такое – каждый сам для себя будет решать эти вопросы по своему разумению, то … ну тогда просто не будет единой для всех евреев веры. Не будет цемента, тысячелетиями сплачивающего евреев в единый народ.
Говоря высокими словами – вера в Единого Творца предопределяет и единый образ жизни, соответствующий Его воле. Вот разработке такого единого образа жизни и посвящен Талмуд.
В еврейском религиозном сознании Тора и Талмуд неразделимы. Более Того, Талмуд – это тоже Тора, часть Торы, это – Устная Тора.
По еврейским представлениям Вс-вышний дал на Синае в пользование евреям две Торы: Тору Письменную и Тору Устную. Письменную Тору Моше (в христианстве – Моисей) зафиксировал на пергаменте, затем ее переписали по экземпляру для каждого колена, затем еще и еще – и посейчас она, хоть, конечно, издается и типографским способом (для личного пользования), тем не менее, для общественного использования, она многократно переписывается для всех синагог, точно так же как во времена Моше – вручную, тушью, на пергаментном свитке. Каждая синагога, йешива, религиозная школа имеют такой свиток и обычно не один. В каждой приличной синагоге обычно как минимум два-три свитка, а в больших и богатых – существенно больше. В сефардской синагоге рядом с моим домом я видел где-то восемь или девять свитков Торы. И к каждой из них – в любом месте – евреи относятся как к святыне. Приобретение синагогой нового свитка Торы отмечается этой еврейской общиной (прихожанами данной синагоги) как большой праздник. Переписывают ее специально обученные писцы (соферы), ее изготовление достаточно трудоемко, требует особого таланта и навыков, и стоит немалых денег.
Но кроме Письменной Торы на Синае Творец передал Моше еще и Устную Тору – детальное пояснение к Письменной Торе. Ее Моше должен был выучить наизусть, потом от него ее выучили Аарон с сыновьями, от них все коэны (священники в Храме) и главы колен. Ну и далее от учителей к ученикам ее стали передавать также изустно из поколения в поколение. Это и было то, что сейчас называется Мишной – первичной основой Талмуда.
В отличие от Письменной Торы, Устная Тора не была раз и навсегда закрепленным текстом. Жизнь меняется, меняются ее условия и Устная Тора обязана пополняться разъяснениями Письменной Торы в этих меняющихся обстоятельствах.
Спустя от Синая много-много-много столетий, вскоре после начала ныне текущей эры, обстоятельства жизни евреев изменились совершенно кардинально. Ситуация перешла чуть ли не в разряд катастрофических: в 1-м веке этой эры был разрушен Храм, а во 2-м веке навалилось время галута – рассеянья евреев по разным странам и континентам при отсутствии единого центра еврейской жизни (каковым раньше и был Храм).
Возникла реальная опасность утраты евреями единого стержня, опасность того, что евреи, живущие в удаленных друг от друга странах, не имея надежной связи друг с другом, начнут расходиться в толковании и понимании важных принципов еврейской жизни. Во избежание этого тогда и была осуществлена идея письменной фиксации Устной Торы – что бы в разных странах у евреев был единый источник толкования Письменной Торы. Вот тогда-то наши мудрецы постепенно, в течении нескольких столетий, собрали воедино и записали пояснения к Торе Письменной. Сначала это были действительно рукописи, достаточно немногочисленные, и имевшиеся в силу этого в полном своем виде только в крупных еврейских центрах изучения иудаизма. Их как могли множили – все в ручной переписке, ну, а открытие книгопечатанья принесло возможность и многократного их тиражирования.
Где-то к пятому веку собирание воедино имевшей место быть к тому времени Устной Торы было завершено, хоть и тоже в очень конспективном виде – очень и очень сжатом. Такой вот конспект Устной Торы получил название Мишна.
После этого наступила очередь расшифровки этих сжатостей – работа не механическая, а рождающаяся в спорах и сшибках разных мнений. Вот на этом этапе, занявшем тоже не одно столетие и появился труд под названием Гмара (Гемора), ставший центральной частью Талмуда.
Но и с кодификацией Гмары дело творческого осмысления основ еврейской жизни не застыло на мертвой точке. Жизнь течет и изменяется, появляются разные новые обстоятельства, вследствие чего Гмара стала обрастать все новыми и новыми толкованиями и разъяснениями. Так и сформировался труд, который мы, в общем и целом, называем Талмудом. Труд, который и посейчас не завершен, т.е. в котором не поставлена последняя точка. Она и не может быть поставлена, пока продолжается жизнь, пока появляются новые, ранее неучтенные обстоятельства.

                    

В завершение еще стоит, наверно, сказать о месте обоих Тор в еврейской жизни.
Собственно Тора (т.е. Тора Письменная) – это как бы фокус обычной повседневной еврейской жизни. Вся она разделена на 52 недельные главы, читаемых поочередно каждую неделю. И полностью глава читается в каждой синагоге в утреннюю молитву в субботу. Каждая глава разделена на семь отрывков по дням недели, а в субботу к Торе вызываются поочередно семь человек – по числу этих отрывков – и кантор, от имени каждого из этих вызванных, читает соответствующий отрывок. И здесь же в утренней молитве кто-нибудь из знатоков (часто это раввин данной синагоги, но он же может это доверить и другому специалисту) выступает с лекцией-беседой на тему данной главы. Эта же недельная глава обсуждается в шаббат в семьях – дома, за праздничным столом, на прогулках или просто в беседах отца с детьми или в взрослых друг с другом.
По окончанию годового цикла – после осенних праздников – все начинается снова с первой главы. Но никогда не надоедает. Хотя собственно фабула главы (т.е. чистый ее текст) в общих чертах может запомниться за одно-два или чуть больше повторений, но глубины каждой главы, вскрываемые в многочисленных комментариях наших мудрецов таковы, что и всей жизни человеческой не хватит, что б их исчерпать.
В данном блоге тоже осуществляется попытка – пока не систематическая, а от случая к случаю – проанализировать некоторые тексты конкретных глав в приложении к современной жизни. (См. раздел Тора – мысли к главам) В частности, последняя по времени статья как раз опиралась на только что прошедшую, т.е. прочитанную на прошлой неделе, главу Толдот.

С Талмудом обстоятельства несколько иные. Он, конечно, не для общего чтения, недаром он многие столетия был закрытым знанием – знанием только для посвященных. Хотя выход на каждую жизнь он безусловно имеет (и всегда имел) через галахические правила и решения, потому что именно на нем основывается галаха. И понятно, что дело тут не в запрете – доступ к нему может (и мог) получить каждый еврей, но отдача от него для каждого еврея будет разная в зависимости от уровня интеллекта, образования, подготовки.
Однако, несмотря на все сложности его освоения, в Израиле отчетливо видно, что стремление к его изучению – пусть и в разном объеме – проявляется чуть ли не у каждого религиозного еврея. Наиболее глубоко он изучается, конечно, в йешивах. Работающие евреи, не имеющие возможности отдавать сидению в йешивах полный день,  изучают Талмуд в свободное от работы время, в учебных заведениях, называемых  колель, колели, и имеющих  достаточно свободное расписание. Наконец, во многих синагогах имеются группы изучения Талмуда, которые могут проводиться, например, в шаббат, в промежутке между молитвами. Во всех синагогах есть свои библиотеки со свободным доступом не только к Торе, но и к Мишне, Талмуду, книгам по галахе, комментариям мудрецов и т.д. И очень часто можно видеть там евреев, погруженных в штудирование – группами, парами или по-одиночке.
Нет, недаром еврейский народ называют народом Книги. В этом его показательное отличие от любых других религий, где серьезное религиозное знание – удел только духовной верхушки. Это – один из показателей его (нашей) действительной избранности.


Источник: http://berlev.info/?p=656



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

The Best Guide Бренды-оборотни и не только они (обувь) Минусовки с днем рождения дедушка

Каких праздников только не бывает Каких праздников только не бывает Каких праздников только не бывает Каких праздников только не бывает Каких праздников только не бывает Каких праздников только не бывает Каких праздников только не бывает Каких праздников только не бывает Каких праздников только не бывает